Utic

Аналитика по рынку платины

Структура рынка платины

В то же время его уникальные атрибуты сделали его лучшим ювелирным металлом. Предложение формируется по двум направлениям: первичная добыча и вторичная переработка, которая обычно связана с отработанными катализаторами и переработкой ювелирных изделий. За последние пять лет от 72% до 77% от общего годового предложения платины (в аффинированных унциях) приходилась на первичную добычу. Страны Африки добывают металлы платиновой группы как первичный продукт, а Россия, США и Канада – как побочный, при производстве меди и никеля, которые и предопределяют основные критерии предложения на рынке. В большинстве случаев металлы платиновой группы подвергаются промышленной переработке в индустриально развитых странах, не имеющих первичного производства данных металлов. Страны- производители экспортируют практически весь объем производимого первичного металла. К колебаниям цен на МПГ более устойчивы разработчики комплексны месторождений, так как производственные затраты распределяются на широкий спектр металлов (содержащихся в комплексном месторождении), цены на которые не всегда имеют одинаковую динамику. Платину относят к числу фундаментальных активов, способных принести прибыль только в долгосрочном периоде. Крупнейшие игроки на рынке: AngloAmericanPlatinumLtd, LonminPlc, SibanyeGoldLtd, ГМК Норникель, ImpalaPlatinum, NorthamPlatinum.

Текущая ситуация

Мировой спрос на платину структурно устойчив и только расширяется. Существует четыре основных сегмента спроса на платину: автомобильный, промышленный, ювелирный и инвестиционный. Спрос на платину со стороны автомобильных катализаторов составляет от 31% до 43% от общего спроса за последние пять лет. На различные виды использования платины в неавтомобильной промышленности в среднем приходится 24% от общего мирового спроса (в среднем за пять лет). Спрос на ювелирные изделия составляет в среднем 28%. Инвестиционный спрос является наиболее изменчивой категорией за последние пять лет и колеблется от 0% до 20%. Спрос на платину превысил предложение на рекордные 932 тыс. унций в 2020 г., третий годовой дефицит подряд ожидается в 2021 г. В 2020 году предложение упало на 17%, а спрос снизился всего на 7%, а дефицит составил -932 тыс. унций. самый большой за всю историю.
Третий квартал подряд платина демонстрирует дефицит в 4 квартале 2020 года в размере -170 тыс. унций, поскольку высокий спрос в автомобильной, промышленной и ювелирной отраслях и устойчивый инвестиционный спрос на платину превышает ограниченное предложение.
В целом, несмотря на год, когда мировая экономика сократилась на 3,5%, дефицит рынка платины в 2020 году составил -932 тыс. унций, что является самым большим показателем за всю историю наблюдений. В то время как общий спрос упал на 7% (-569 тыс. унций), резкое сокращение предложения в горнодобывающей промышленности на 20% (-1,203 тыс. унций) и падение объемов переработки на 10% (-210 тыс. унций) способствовали снижению общего предложения на 17% (- 1413 тыс. унций).

Возрождающийся автомобильный сектор
Спрос на платину в автомобилестроении в 4 кв.2020 вырос на 5% (+31 тыс. унций) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года благодаря значительному восстановлению производства автомобилей малой и большой грузоподъемности. В частности, в Северной Америке спрос на платину увеличился на 17% (+13 тыс. унций), включая значительный рост продаж легковых с дизельными двигателями, компенсируя спад в общем по рынку. Между тем, производство большегрузных автомобилей в мире выросло на 7%, а в Китае - на 21%. Катализаторы с более тяжелым содержанием МПГ (металлы платиновой группы), необходимые для полного соответствия экологическому Кодексу КНР, способствовали увеличению спроса на 51% (+29 тыс. унций).

Инвестиционный спрос на платину остается высоким
В четвертом квартале 2020 года инвестиционный спрос был на 63% (+51 тыс. унций) выше, чем в четвертом квартале 2019 года, несмотря на то, что спрос на платину был на 86% (-827 тыс. унций) ниже, чем в третьем квартале 2020 года, что является самым высоким показателем за квартал за всю историю наблюдений. Нетто-закупки слитков и монет выросли более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличившись на 112% (+32 тыс. унций), ETF прибавила 74 тыс. унций в течение квартала, что на 56% больше, чем в предыдущем году.

В ювелирном секторе наблюдается активное восстановление
Производство ювелирных изделий в 4 квартале 2020 года увеличилось на 7% (+32 тыс. унций), при заметном увеличении спроса в Северной Америке (1 квартал 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4% (+4 тыс. унций)) и в Китае. - рост на 15% (+31 тыс. унций) по сравнению с первым кварталом 2017 года третий год подряд.


Прогноз
Третий год подряд прогноз дефицита платины в 2021 году;
Спрос на платину в 2021 г., согласно прогнозам, вырастет на 25% этому поспособствует - китайский большегрузный транспорт;
Инвестиционный спрос останется высоким, поскольку платина будет связана с водородной экономикой и продолжает привлекать интерес инвесторов, так как платина остается сильно недооцененной по сравнению с золотом и палладием.
На фоне широко распространенных программ вакцинации, в которых экономика возвращается к нормальной активности, спрос на платину, по прогнозам, вырастет на 3% (+254 тыс. унций) до 7 992 тыс. унций, а предложение восстановится на 17% (+1 126 тыс. унций) до 7 932 тыс. унций, что приведет к дефициту. -60 тыс. унций в 2021 году, третий годовой дефицит подряд. Ожидается, что рост спроса в 2021 году будет в основном обусловлен значительным восстановлением автомобильного, ювелирного и промышленного спроса, учитывая сниженный, но все так же очень высокого инвестиционного спроса.

Автомобильная отрасль
Ожидается, что производство легковых автомобилей восстановится в 2021 году, достигнув уровней чуть ниже показателей 2019 года. Несмотря на этот небольшой дефицит, ожидается, что спрос на автомобильную платину вырастет на 25% (+606 тыс. унций), в основном из-за роста объемов транспортных средств.

Инвестиции
Инвесторы по-прежнему очень заинтересованы в платине: ее ключевой роли в водородной энергетике. В то время как инвестиции в платину в слитках и монетах, а также в ETF, как ожидается, останутся высокими в 2021 году - прогнозируется, что они будут выше среднего за 5 лет - они скорее всего не превысят уровень 2020 года.
Спрос на монеты, по прогнозам, будет на 15% (-90 тыс. унций) ниже, но все равно останется высоким. В целом ожидается, что глобальные чистые инвестиционные холдинги в ETF увеличатся на 250 тыс. унций (примерно на 50% ниже 2020 г.).

Ювелирные изделия
Ожидается, что в 2021 году общий спрос на ювелирные изделия вырастет на 13% (+234 тыс. унций) по сравнению с уровнем 2020 года, с улучшением ситуации на всех рынках по мере восстановления экономики.
…..
Пол Уилсон, генеральный директор Всемирного совета по инвестициям в платину, прокомментировал: «Рекордный годовой дефицит платины и рекордный инвестиционный спрос в 2020 году подчеркивают привлекательность платины в качестве надежного актива в периоды высокого глобального риска из-за ее значительного дисконта по сравнению с золотом и палладием, а также из-за значительного краткосрочного и долгосрочного потенциального роста спроса.
«Мы сейчас рассматриваем возможность возвращения мира к нормальной жизни. Положительная динамика восстановления экономики во второй половине 2020 года проявляется в возобновлении деловой активности и восстановлении спроса на платину в автомобильном, промышленном и ювелирном секторах.
«Мы рассматриваем роль платины в глобальной декарбонизации - одном из самых очевидных глобальных императивов, которые возникнут во время пандемии. Платина играет ключевую роль в производстве зеленого водорода и в топливных элементах для EV, и это понимают инвесторы. По мере роста доступности водорода и снижения затрат на его производство из-за ускорения глобальных инвестиций в декарбонизацию автомобилям на топливных элементах, вероятно, потребуется еще более миллиона унций платины ежегодно в течение 10 лет. Кроме того, быстро ускоряющееся замещение палладия платиной в автомобильных катализаторах потребует более миллиона унций платины в год в течение четырех лет.
«Сочетание этого существенного роста спроса в сочетании с ралли в последние месяцы вполне может стимулировать рост инвестиционного спроса для инвесторов как с краткосрочными, так и с долгосрочными инвестиционными горизонтами. Мы продолжаем видеть рост числа инвесторов, тех, кто раньше не считал платину, их привлекала стратегическая подоплека спроса на этот уникальный металл. Когда эти инвесторы внимательно присмотрятся, они поймут, что сейчас платина продается по значительному дисконту по сравнению с золотом и палладием».

Триггеры для роста цены в будущем

Водородные заправочные станции
В прошлом году было рекордное количество введенных в эксплуатацию водородных заправочные станций. Готовность инфраструктуры, особенно водородные заправочные станции будут играть одну из ключевых ролей в достижении целей по нулевым выбросам подчеркивает Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA). Чтобы понять, как этот фактор может повлиять на спрос платины, рассмотрим структуру водородной заправочной станции:

Электролизер — это устройство, которое разделяет компоненты химического соединения с помощью электрического тока. Один из самых экологически чистых способов получить водород — провести электролиз воды, то есть отделить кислород от водорода. Для ускорения расщепления в электролизерах используют платиновые катализаторы.
Брюссельская торговая ассоциация определила цели по выпуску около 300 водородных станций до конца 2025 г., и выпуска около 1000 до 2030 г. Во всем мире в настоящее время насчитывается около 600 действующих станций. Из них 107 водородных заправок начали работать в 2020 года больше, чем в какой-либо другой год. Четыре страны показывают наилучшую динамику: Германия расширила свою сеть из 14 водородных станций, Китай – 18, Корея - 26 и Япония - 28. Есть уже конкретные договоренности на строительство 225 дополнительных ВЗС во всем мире. По заявлению китайской SinopecGroup., которые планируют построить 1000 заправок и комбинированные бензо-водородные станции в ближайшие пять лет. В Великобритании Element Two планирует построить сеть из более чем 800 водородных станций к 2027 году, а к 2030 году их количество увеличится до 2000. Между тем в Северной Америке, где большинство из 75 существующих водородных станций. Компания Nikola Corporation, базирующаяся в Калифорнии, Аризоне, и TravelCentersofAmerica (TA-Petro) договорились о сотрудничестве по установке ВЗС для большегрузных автомобилей на две существующие площадки ТА-Petro.
Также в PowerTap, лидер в области производства водорода и заправки водородом, планирует построить минимум 500 ВЗС для обеспечения водородом транспортных средств (FCEV) грузовиков на топливных элементах в ближайшие три-пять лет.



Топливные элементы
Топливные элементы - это электрохимические устройства, использующие водород и кислород воздуха для производства электрической и тепловой энергии. Процесс производства электроэнергии в топливных элементах значительно более эффективен, чем в тепловых машинах. Принцип действия водородных топливных элементов основан на выработке электроэнергии в результате реакции между водородом и кислородом. Платина – эффективный катализатор, необходимый для реакции.
Спрос на платину для FCEV (fuelcellEV) на топливных элементах (FCEV) в настоящее время обусловлен сегментом большегрузных автомобилей, главным образом грузовых автомобилей, автобусов и транспортных средств. Однако развитие сегмента легковых автомобилей FCEV подчеркивает, что этот рынок также будет развивается. Мировые продажи электромобилей на топливных элементах (FCEV) в первом квартале 2021 года подскочили на 89,2% в годовом исчислении, достигнув рекордных 4000 единиц. В этом списке лидирует модель ToyotaMirai второго поколения. Эта новость последовала за недавним заявлением Байдена, который акцентировал роль FCEV в новой зеленой экономике. Президент намерен декарбонизировать федеральный автопарк, состоящий примерно из 650 000 автомобилей, включая легковые, и дал понять, что водородные FCEV будут частью этой инициативы. В Канаде Ballard Power Systems, мировой лидер в области технологии топливных элементов с протонообменной мембраной (PEM), и Linamar Corporation, ведущая производственная компания, должны сформировать стратегический альянс для совместной разработки и продажи силовых агрегатов и компонентов топливных элементов. для автомобилей 1-го и 2-го классов массой до 5 тонн, первоначально в Северной Америке и Европе. Сюда входят легковые грузовики, коммерческие фургоны, а также внедорожники и легковые автомобили. Европейский автопроизводитель BMW занимается разработкой пассажирских FCEV и только в этом месяце протестировал автомобиль BMW X5 на водородных топливных элементах на дорогах общего пользования. Один только топливный элемент вырабатывает до 125 кВт электроэнергии в результате химической реакции водорода и кислорода. Его бак для хранения водорода вмещает достаточно топлива, чтобы обеспечить дальний запас хода автомобиля независимо от погодных условий. BMW стремится к 2030 году предложить широкий модельный ряд FCEV с водородным двигателем.
В FCEV система топливных элементов PEM (proton exchange membrane) состоит из батареи топливных элементов, которая преобразует химическую энергию в электрическую для производства электроэнергии с использованием платинового катализатора, причем вода и тепло являются единственными побочными продуктами. FCEV производят нулевые выбросы из выхлопной трубы, и, когда они работают на водороде, произведенном из возобновляемых источников. FCEV имеет аналогичное время заправки, как и бензиновые/дизельные двигатели, на котором могут проехать 300-400 миль. Более того, КПД не снижается в холодную погоду, что является преимуществом в регионах с суровыми зимами.
Китай уже определил водород в качестве ключевого источника энергии для будущей энергетической безопасности и начал работу в этом направлении. В этом году в пробном режиме должно быть выпущено около 5 тысяч публичных электробусов и коммерческих электрогрузовиков, работающих на водородных элементах.
К 2025 году в эксплуатации должно быть уже 50 тысяч единиц транспорта на водороде, включая легковые автомобили. А уже к 2030 году Китай надеется увидеть на дорогах более 1 млн электромобилей на водороде и построить для них 1 000 заправочных станций. При расчете, что для одной единицы транспорта на водороде нужно около 10 грамм платины, Китаю понадобится более 350 тысяч унций на водородные электромобили.
Общее количество таких автомобилей в мире в этом случае составит 2 млн штук или 5% глобального автомобильного рынка. В 2018 году потребление платины в этой отрасли составило порядка 52 тыс.унций. Учитывая, что в настоящее время в каждой топливной ячейке содержится порядка 0,7 унций платины, эта отрасль может стать одним из ключевых потребителей металла в следующие 5–10 лет.
Уже на фоне пандемии FCEV могут получить стимул для развития в Китае, где они попали под продление субсидий для электромобилей в рамках новой схемы субсидирования замены старых транспортных средств, говорится в отчете Johnson Matthey. Субсидии для экологически чистых автомобилей должны были отменить в 2020 г, но продлили еще на 2 года.
Amplats тоже рассчитывает на то, что спрос на платину подстегнут китайские субсидии на FCEV, которые более пригодны для крупных и дальнобойных транспортных средств, таких как грузовые автомобили и автомобили. Это приведет к дополнительному спросу порядка 750 тыс. унций платины, даже если Китай достигнет только половины заявленных целей по FCEV, а нынешние показатели по загрузкам драгметалла сократятся, говорит глава Amplats Крис Гриффит. В течение последнего десятилетия Пекин потратил примерно $58,3 млрд на поддержку отрасли электромобилей, создав крупнейший рынок, а также доминируя в глобальной цепочке поставок. Теперь власти ориентируются на технологию топливных элементов, стремясь догнать Японию и Корею, где Toyota и Hyundai представили водородные автомобили. «Решение проблем загрязнения планеты придет из разных областей. Аккумулятор и топливные элементы могут успешно сосуществовать друг с другом и будут стимулироваться властями по разным причинам», - считает Гриффит.

Замена палладиевых катализаторов на платиновые
В марте германский концерн BASF сообщил о разработке новой технологии, которая позволит частично заместить палладий на платину в бензиновых катализаторах, при этом позволив соответствовать строгим нормам по выбросам. Еще одна технология, о наличии которой заявили участники рынка из Южной Африки, проходит испытания с прицелом на внедрение во внедорожниках и грузовиках, сообщил «Норникель». Судя по результатам тестов, она может применяться с 2023-2024 гг. и привести к замене платиной до 30% палладия в катализаторах. Тем не менее «Норникель» полагает, что производители запчастей вряд ли будут ориентироваться на одно техническое решение. Замещение палладия более дешевой платиной в автокатализаторах остается сложно осуществимым из-за различия свойств этих металлов, что делает процесс дорогостоящим и затяжным, поэтому в ближайшем будущем маловероятным. По мнению опрошенных FT аналитиков, замена, скорее всего, займет время, и автопроизводители будут неохотно тратить деньги на это, пока они сосредоточены на переходе на электромобили, работающие от аккумуляторных батарей (EV). Но не подорвет ли проникновение EV инвестиционную привлекательность платиноидов, которую последние несколько лет поддерживала роль этих металлов в мировом автопроме? Хотя тренд на рост доли электромобилей очевиден, о скором замещении говорить рано. Автомобили с двигателями внутреннего сгорания останутся предпочтительным вариантом на ближайшие месяцы. По мнению другого крупного производителя, Amplats, несмотря на развитие EV, которые займут до 20% рынка, выпуск традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и гибридов будет расти до 2030 года.

ETF по платине:
1) AberdeenStandardPhysicalPlatinumSharesETF ($PPLT) - Этот фонд является лучшим выбором для получения прибыли от стоимости платины. Покупая долю в нем, инвестор может получить тот же доход, как если бы он торговал платиной на рынке, за вычетом расходов на фонд. Здесь важно обратить внимание на то, что расходы составляют 0,60%. Инвесторы используют этот фонд для снижения рисков на фьючерсном рынке. Фонд покупает и хранит платиновые слитки в хранилищах. Однако дивиденды здесь не выплачиваются;
2) GraniteShares Platinum Trust $(PLTM) - Фонд начал работать 22 января 2018 года. Является вторым ETF, подкрепленным физической платиной. Этот фонд предлагает низкий уровень расходов инвестора. Является одним из достаточно интересных вариантов для тех, кто хочет сделать капиталовложения в платину. Причем появился фонд на фоне закрытия многих других фондов в этой отрасли. Платина, лежащая в основе активов фонда хранится в Лондоне. GraniteShares – это новичок в отрасли.
3) Также можно рассмотреть $PPLT, акции: $ANGPY,



Made on
Tilda